Перейти к основному содержанию
Сообщить о ЧС: 8(800)550-80-45
Версия для слабовидящих
 

Раздел1. Состояние воды, воздуха, земли, почвы, флоры, фауны, недр, природных ландшафтов и комплексов.

В Сахалинской области насчитывается 65 175 рек, общей протяженностью 105 260 км, из них на острове Сахалин протекает — 61 178 рек, на  Курилах — 3 997, включая водотоки протяженность менее 10 км.

Сахалинская область, включая Курильские острова, в соответствии с водным кадастром относится к Амурскому бассейновому округу – гидрографической единице бассейнового уровня с кодовым № 20. В составе гидрографической единицы № 20 водные объекты Сахалинской области, включая Курильские острова, наделены речным кодом № 05, и при отсутствии градации подбассейнового уровня (код № 00), на территории области выделены три обособленных водохозяйственных участка (ВХУ): - ВХУ 20.05.00.001 – бассейн реки Сусуя; - ВХУ 20.05.00.002 – водные объекты острова Сахалин без бассейна реки Сусуя; - ВХУ 20.05.00.003 – водные объекты Курильских островов.

Бассейн р. Сусуя составляет 1,3 % площади острова Сахалин и 1,15% площади Сахалинской области. Сусунайский бассейн является самым населённым местом на острове Сахалин, в основном за счет жителей города Южно-Сахалинск и в меньшей степени – сельских населенных пунктов.

До настоящего времени в городе Южно-Сахалинске  остро стоит проблема устаревших технологий и оборудования для очистки сточных вод.   Основным нарушением,  при проведении Управлением надзорных мероприятий в отношении предприятий ЖКХ на территории Сахалинской области являются превышение установленных нормативов предельно допустимых концентраций (ПДС) загрязняющих веществ, при сбросе сточных вод в водные объекты. Сброс с превышением нормативов ПДК по загрязняющим веществам осуществляется по причине неудовлетворительного состояния очистных сооружений канализации, их разрушением и морально-техническим устареванием, практически 100% физическим износом водопроводных и канализационных сетей, недостаточностью финансирования на ремонт и содержание действующих очистных сооружений или вообще их отсутствием. Одним из самых крупных предприятий осуществляющим водоотведение сточных вод на территории  Сахалинской области  является ООО «Сахалинский Водоканал». Приемниками сточных вод, сбрасываемых Обществом  являются притоки р. Сусуя (р. Красносельская, р. Рогатка, руч. Пригородный, р. Еланька, р. Владимировка, р. Лепель, р. Зима).    Сброс сточных вод осуществляется 16 выпусками. Из них 10 выпусков оборудованы сооружениями биологической очистки. При проведении Управлением надзорных мероприятий выявлено, что при  сбросе сточных вод  в  руч. Пригородный (выпуск 7а) без очистки наблюдаются превышение нормативов ПДК по взвешенным веществам, азоту аммонийному, нитратам, фосфатам, фенолам, железу, БПК полн., СПАВ., в руч. Пригородный (выпуск ОСК-7) через городские очистные сооружения ( производительностью 1737,5 м3/час в составе: ГКНС, решетки, отстойники, аэротенки, контактные резервуары (не используются), биопруды, иловые площадки, хлораторная) наблюдаются превышения по взвешенным веществам, фосфатам, азоту аммонийному,  БПК полн., фенолам, железу, в р. Красносельскую через очистные сооружения (производительностью 700м3/сут в составе: КНС, приемной камерой, блоком аэротенков  отстойников, хлораторной, компрессорной, скорыми фильтрами, биологическими прудами, иловыми площадками)  наблюдаются превышение по хлоридам, БПК полн., фенолам, железу, в р. Владимировка через очистные сооружения биологической очистки (производительностью 100 м3// сут.) наблюдаются превышения по нитратам,  нитритам, фенолам, фосфатам.           Действующие очистные сооружения  большей частью нуждаются в ремонте и модернизации. Неудовлетворительная работа объясняется перегрузкой по гидравлике, несовершенством конструкции, нарушением правил эксплуатации, неудовлетворительным техническим состоянием сооружений и вспомогательного оборудования.  Вместе с тем,  в деятельности Водоканала намечена и положительная тенденция. Так, в рамках реализации мероприятий областной целевой программы "Обеспечение населения Сахалинской области качественными услугами ЖКХ на период 2014-2020 годов" на условиях софинансирования (90% — областной бюджет, 10% — городской) на реконструкцию ОСК-7 (выпуск сточных вод в р. Пригородный) запланировано 2,7 миллиарда рублей, с учетом приобретения современного оборудования, произведенного в России, Швеции и Норвегии. В мероприятия по развитию объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры местного значения со сроком исполнения до 2017г. включены работы по расширению и реконструкции городских очистных сооружений (ОСК-7), что позволит исключить выпуски № 7а и №7б без очистки, переключению ОСК малой производительности северных районов города, планировочного района Луговое (ОСК-4, ОСК-4а, ОСК-5), с. Дальнее (ОСК-8) на ОСК-7. Реконструкция  проводится в две очереди. В рамках первого этапа (июнь 2013 года — декабрь 2015 года) предполагается реконструкция существующих объектов с увеличением производительности очистных сооружений до 60 000 кубических метров в сутки, включая строительство нового блока глубокой биологической очистки и др. Второй этап начнется в феврале 2015 года и продлится до марта 2016 года. Он включает строительство двух вторичных радиальных отстойников, монтаж основного технологического оборудования и др. Сдача объекта в эксплуатацию намечена на март 2016 года. В настоящее время  разработан проект реконструкции ОСК-7, специалисты подрядной организации приступили к работам.

Водохозяйственный участок 20.05.00.003 охватывает Курильские острова, которые простираются от южной оконечности Камчатки в юго-западном направлении до острова Хоккайдо и являются естественной границей между Охотским морем и Тихим океаном. Большая Курильская гряда, протянувшаяся на 1200 км, включает около 30 островов, в том числе наиболее крупные – Парамушир, Онекотан, Уруп,Итуруп, Кунашир. По данным государственного водного кадастра на территории  Курильских островов зарегистрировано 11 выпусков сточных вод в поверхностные водные объекты, находящихся в ведении предприятий энергетики, коммунального и сельского (рыбозаводы) хозяйства. Суммарная мощность канализационных очистных сооружений (КОС) перед выпуском в водный объект составила 0,66 млн.м 3. . К наиболее крупным по мощности относятся очистные сооружения рыбокомбината «Островной» (0,59 млн.м3). В Курильском ГО централизованная система канализации имеется в г. Курильске, селах Рейдово, Горячие Ключи и Горное. Практически все стоки сбрасываются без очистки. Имеющиеся в районе очистные сооружения (4 шт.) осуществляют только механическую очистку. Значительная часть жилого фонда использует выгреба. Мощность очистных сооружений г. Курильск – 200 м3/сутки. Протяженность уличной канализационной сети – 39 км, из них требует замены 12 км. В г. Северо-Курильск системой централизованного водоотведения охвачен практически весь жилой фонд. Система водоотведения представляетсобой полную раздельную систему канализации. Город не имеет канализационных очистных сооружений. Дождевые стоки отводятся без очистки с территории населенного пункта системой лотков. Сброс дождевых сточных вод осуществляется в ручьи и на рельеф. Южно-Курильский ГО не имеет канализационных очистных сооружений. По состоянию на 1 января 2012 года физический износ основных фондов водоотведения составил – 52,3 процентов . В настоящее время идут работы по строительству очистных сооружений как на о. Кунашир, так и на о. Шикотан [62]. Приемниками сточных вод, сброшенных предприятиями в2013 г. являются морские воды и реки суши бассейнов Охотского моря и Тихого океана, в том числе: - в бассейне Охотского моря - реки Курилка и Рейдовая с притоками, реки побережья; - в бассейне Тихого океана – реки Матросская и Серебрянка. По данным Росгидромета на территории ВХУ находятся: - действующий гидрологический пункт наблюдений на реке Китовая – с. Китовое, открытый 10.08.1962 (Сахалинское УГМС), - действующий гидрохимический пункт наблюдений 4 категории на реке Озерная - пос. Шумный, открытый в 1960 г (Камчатское УГМС). По данным других ведомств гидрохимический режим на реках Курильских островов не изучен.

Основой мониторинга поверхностных вод и водохозяйственных систем на территории  водохозяйственных участков о. Сахалин является государственная наблюдательная сеть (ГНС) Росгидромета, по которой ведет наблюдение федеральное государственное бюджетное учреждение «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу природной среды»(ФГБУ «Сахалинский УГМС»).  На Курильских островах наблюдательная сеть за состоянием подземных вод практически не развита. Наблюдательные пункты государственной сети для изучения гидрогеодеформационного поля расположены только на трех крупных островах: Итуруп, Кунашир, Парамушир.

Управление Росприроднадзора по Сахалинской области в связи с распоряжением Правительства РФ № 671-р от 06.05.2008 г. и поручением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) осуществляет формирование статистической отчетности по форме 2-тп (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы», утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики (Росстат) от  29.12.2012 г. № 676.  Проведя анализ предоставленных сведений о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы по форме № 2-ТП (рекультивации) установлено, что в 2014 г. площадь нарушенных земель составила- 1118 га, что в  2,3 раза больше по сравнению с предыдущим годом, площадь отработанных земель  в 2014 г. составила -383 га, что больше в 1,7 раза по сравнению с предыдущим годом , площадь рекультивированных земель в 2014 году составила 330 га, что меньше по сравнению с предыдущим годом  в 5 раз.

Основным видом деятельности организаций, предоставивших отчетность является: добыча нефти и газа, разработка полезных ископаемых, геологоразведка, строительные работы.

В  2013 году отчетность предоставили- 39 респондентов,  за 2014г. - 57 респондентов, что на 46% больше чем в 2013г.

Хочется отметить, что на территории области, начата работа по рекультивации объектов прошлого экологического ущерба на месторождениях дочерних компаний ОАО «НК» Роснефть», рекультивированные участки не включены в отчетность по причине отсутствия актов приемки постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель. Так, Согласно информации  ООО «РН- Сахалинморнефтегаз»  по данным инвентаризации Обществом земель и шламонакопителей на территории месторождений, накопленных до консолидации, площадь нефтезагрязненных земель и шламовых амбаров месторождений Ногликского района составила -67,07004 га, месторождений Охинского района – 87,346094 га. Работы по рекультивации нефтезагрязненных земель проводятся согласно разработанной «Программе ликвидации накопленных экологических ущербов, накопленных на территории деятельности ООО «РН – Сахалинморнефтегаз»: 2012г. рекультивированно 8,1 га, 2013г. – 16,2 га, 2014г. – 5,4 га, запланировано на 2015г. – 24,7 га.

Превышение нарушенных  земель над рекультивированными в 3,4 раза за 2014г. обусловлено тем, что респонденты имеют лицензии на недропользование с продолжительным  сроком действия 2015г.- 2020 г.,  в связи с чем,  проведение работ по рекультивации земель сразу после их нарушения не является обязательным условием для владельцев лицензии.

По состоянию на 12.01. 2015 года, на территории Сахалинской области действуют 883 лицензий на пользование недрами (включая 24 лицензии на шельфе Сахалина), из них 62 лицензий на углеводородное сырье (суша-47, шельф-15), 34 – на уголь, 6 – на благородные металлы и драгоценные камни, 580 – на подземные воды, 1 - черные, цветные и редкие металлы, радиоактивное сырье, 4 - горнохимическое неметаллическое сырьё, 53 лицензии не связанные с добычей полезных ископаемых  (суша – 44, шельф – 9), 143 - общераспространенные полезные ископаемые (ОПИ).


Раздел2. Экологическая угроза, риск для окружающей среды, а также химические, физические и биологические воздействия на состояние окружающей среды и их источники.

Именно загрязнение атмосферного воздуха является одним из главных факторов риска для здоровья населения. По данным Росгидромета г. Южно-Сахалинск на протяжении 20 лет входит в список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха, и этот уровень определяется максимальными концентрациями сажи, формальдегида и бенз(а)пирена, которые имеют  выраженную тенденцию к увеличению значений. Особенно это характерно для холодного времени года, когда отмечается наибольшая повторяемость неблагоприятных для рассеивания примесей  метеоусловий.  
В среднем  ежегодно  улавливается около  82,00 % загрязняющих веществ от объема отходящих газов от всех стационарных источников. Такой уровень достигнут за счет самой высокой степени улавливания на предприятиях электроэнергетики,  но и она не обеспечивает пылегазоочистку до требуемой эффективности по причине наличия морально устаревшего оборудования.
Качество атмосферного воздуха городских территорий во многом зависит от состояния зеленых насаждений общего пользования – садов, скверов, бульваров, парков, городских лесов, которое остается неудовлетворительным.
Использование  устаревшего и изношенного газоочистного оборудования предприятиями, вносящими значительный вклад в загрязнение воздушного бассейна, увеличивающееся количество источников выбросов от предприятий и организаций за счет оборудования автономных источников теплоснабжения и резервных источников энергоснабжения способствует дополнительному загрязнению воздуха и ухудшению условий проживания населения.
Одним из основных факторов роста заболеваемости органов дыхания среди населения Сахалинской области является высокое загрязнение атмосферного воздуха селитебных территорий населенных мест.
В перечень загрязняющих веществ, среди которых регистрируется превышение ПДК в атмосферном воздухе населенных пунктов Сахалинской области, входят: окислы азота, серы диоксид, углерода оксид, пыль. При хроническом ингаляционном воздействии указанные химические вещества воздействуют на органы дыхания, сердечнососудистую систему, органы кроветворения, ЦНС, кроме того, эти вещества влияют на формирование врожденных аномалий у детей, онкологию и показатели смертности.
Сложившаяся в области критическая ситуация с образованием, использованием, обезвреживанием, хранением и захоронением отходов представляет реальную угрозу здоровью населения и будущим поколениям, крайне отрицательно влияет на окружающую среду Вопрос обращения с отходами производства и потребления является одним из важнейших условий для стабилизации и улучшения экологической ситуации и рационального использования ресурсного потенциала области.

Раздел3. Деятельность организаций и предприятий, подлежащих федеральному экологическому надзору, отрицательно влияющих или могущих повлиять на природные объекты и меры по охране окружающей среды, в том числе правовые, административные и иные.
 

Сахалинская область является территорией интенсивного использования природных ресурсов. Ведущее место в хозяйственном комплексе Сахалинской области принадлежит промышленным отраслям,  в том числе нефтегазодобывающей отрасли, интенсивное развитие которой сопровождается образованием значительных объемов отходов.

Нефтегазодобывающие предприятия в Сахалинской области представлены компаниями «Эксон Нефтегаз Лимитед», «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд», ЗАО «Петросах», ООО «РН-Сахалинморнефтегаз».

В качестве позитивного решения проблемы размещения отходов можно привести пример Компаний «Эксон Нефтегаз Лимитед», «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд» которые на некоторых участках в целях обеспечения экологической безопасности и в соответствии с утвержденным ТЭО строительства, все отходы  бурения (буровой шлам, отработанные буровые растворы, в т.ч. нефтесодержащие, и др. технологические  отходы) размещают в пластах горных пород и в глубоких горизонтах недр через нагнетательные скважины для закачки отходов.

Ежегодное увеличение объемов образования отходов требует принятия эффективных мер по организации их переработки и утилизации в целях получения материальных и энергетических ресурсов и улучшения экологической ситуации.

На сегодняшний день на территории Сахалинской области отсутствуют объекты размещения твердых бытовых отходов (полигоны ТБО), соответствующие требованиям природоохранного законодательства.

Всего на территории Сахалинской области расположено 3 полигона ТБО, 21 санкционированные свалки твердо-бытовых отходов.

При этом, в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО), который утвержден Приказом Росприроднадзора от 25.09.2014 № 592 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов  размещения отходов», в ГРОРО включен 41 объект размещения отходов.

На данный момент на территории Сахалинской области сложилась такая ситуация, что объекты, связанные с захоронением твердых бытовых отходов не подлежат включению в ГРОРО (3 полигона ТБО; 21 санкционированная свалка), вследствие того, что данные объекты не соответствуют требованиям законодательства об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления.

Так, полигон ТБО «Городской полигон «Ногликский» и модернизируемый полигон ТБО «Корсаков» расположены на землях населенных пунктов и в границах населенных пунктов. Это является нарушением ч.2 ст.7 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением), и ч.5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления», (запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов).

Полигон ТБО «Муниципального образования «Смирныховский», расположен на землях лесного фонда, что противоречит ч.2 ст.7 Земельного кодекса от 25.10.2001 № 136-ФЗ (земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением). При этом, согласно ст. 25 Лесного кодекса от 04.12.2006 № 200-ФЗ к разрешенным видам использования лесов не относится захоронение ТБО на землях, относящихся к землям лесного фонда.

На территории остальных муниципальных образований официальными объектами размещения ТБО являются санкционированные свалки, которые не соответствуют требованиям природоохранного законодательства, и, в большинстве своем, практически исчерпали вместимость, либо являются переполненными (по данным инвентаризации данных объектов, проведенной организациями, эксплуатирующими свалки, предоставленной в адрес Управления Росприроднадзора по Сахалинской области).

Кроме того, практически все свалки ТБО на территориях муниципальных образований введены в эксплуатацию в 80-х годах XX века и расположены на территориях населенных пунктов, что является прямым нарушением природоохранного законодательства (ч.5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов).

Постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 415 утверждена государственная программа Сахалинской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Сахалинской области на 2014 - 2020 годы» (вместе с «Подпрограммой № 1 «Отходы производства и потребления в Сахалинской области»). Согласно государственной программе, одной из целей является создание условий для обеспечения экологически безопасного размещения (обезвреживания) отходов в Сахалинской области. Задачей 1.1 является строительство 11 полигонов ТБО

Основной целью подпрограммы № 1 является создание условий для обеспечения экологически безопасного размещения (обезвреживания) отходов и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов.

Задачами данной подпрограммы является:

1. Обеспечить проведение инженерных изысканий и разработку проектно-сметной документации для строительства (реконструкции) полигонов ТБО;

2. Обеспечить проведение проектно-изыскательских работ для выполнения рекультивационных мероприятий на объектах размещения отходов.

Реализация настоящей Госпрограммы позволит к 2020 году:

- построить 11 полигонов твердых бытовых отходов в муниципальных образованиях области:

1.     городской округ "Город Южно-Сахалинск",

2.     "Тымовский городской округ",

3.     Углегорский муниципальный район,

4.     "Городской округ Ногликский",

5.     "Томаринский городской округ",

6.     "Макаровский городской округ",

7.     "Холмский городской округ",

8.     Корсаковский городской округ,

9.     "Анивский городской округ",

10.                     Поронайский городской округ,

11.                     "Невельский городской округ"

- провести рекультивацию 8 объектов размещения отходов, общей площадью 26,1 га в следующих муниципальных образованиях Сахалинской области, в том числе:

1.     МО «Корсаковский ГО»,

2.     МО «Томаринский ГО»,

3.     МО «Тымовский ГО»,

4.     МО «ГО «Охинский»,

5.     МО «Углегорский муниципальный район»,

6.     МО «ГО «Ногликский».

7.     МО «Холмского ГО»

8.     МО «ГО «Поронайский»

 

На реализацию мероприятий в 2014 году предусмотрено финансирование в размере 814 439,4 тыс. рублей, в том числе 12787,5 тыс. рублей из средств федерального бюджета, 779519,0 тыс. руб. из средств областного бюджета, 22132,9 тыс. руб из средств местного бюджета.

Оценка ситуации с отходами производства и потребления на территории Сахалинской области осуществляется Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области на основе данных Федерального государственного статистического наблюдения  по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», которую представляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления.

В 2014 году на территории Сахалинской области образовано всего 14,276 млн. тонн отходов производства и потребления (в 2013 г. – 23,432 млн. тонн), из них:

- использовано 12,989 млн. тонн (в 2013 г. - 12,222 млн. тонн);

- передано отходов другим организациям с целью использования 0,910484 млн. тонн (в 2013 г. - 0,214227 млн. тонн);

- обезврежено 0,032 млн. тонн (в 2013 г. - 0,026 млн. тонн);

- передано отходов другим организациям с целью обезвреживания – 0,422617 млн. тонн (в 2013 г. – 0,038709 млн. тонн);

- размещено на собственных объектах размещения – 11,759 млн. тонн (в 2013 г. – 1,852 млн. тонн),

- передано другим организациям с целью размещения в 2013 г. – 0,104407 млн. тонн (в 2013 г. – 10,747 млн. тонн).

На конец отчетного года наличие отходов в организациях составляет 12,052 млн. тонн (в 2013 г. - 12,001 млн. тонн).

По форме государственной статистической отчетности 2-ТП (отходы) за 2014 год отчитались 757 субъектов хозяйственной деятельности

 

Таблица Динамика образующихся отходов в Сахалинской области*

Структура образующихся отходов

Количество отходов, тыс. тонн

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Образовалось отходов всего (млн. тонн):

26,853

26,799

36,586

33,742

39,718394

23,432

14,276

В  т. ч. по классам опасности (млн. тонн):

I класс

0,000011

0,000025

0,000005

0,0000103

0,0000186

0,0001

0,000013

II класс

0,0001

0,000118

0,000118

0,000727

0,0000804

0,00017

0,000166

III класс

0,256

0,706

1,192

1,743

0,02043

0,01254

0,014244

IV класс

0,237

0,322

0,491

0,139

1,910549

0,364

6,402747

V класс

26,359

25,771

34,903

31,859

37,787316

23,054

7,859

Большинство из существующих на Сахалине мест размещения ТБО являются несанкционированными - они не имеют согласования на отвод земельного участка и находятся на грани заполнения, либо переполнены.

В отношении большинства из существующих мест размещения ТБО, документация, регламентирующая их эксплуатацию не приведена в соответствие с требованиями действующего законодательства. Проводится перевод земельных участков в категорию «земли промышленности».

В 2014 г. в ходе проведения рейдовых мероприятий Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области на территории Сахалинской области выявлено
564 места несанкционированного размещения ТБО (на суммарной площади 30,841 га) из которых: 480 мест несанкционированных свалок ТБО (на общей площади 12,216 га) выявлено главами Муниципальных образований, 79 в результате рейдовых мероприятий , 5 на основании поступивших обращений граждан.

По 84 фактам несанкционированного размешения отходов возбуждены административные расследования по результатам которых вынесены постановления о прекращении административных производств по ст.24.5 КоАП РФ в виду отсутствия состава административных правонарушений. Материалы направлены в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования.

Всего ликвидирована 181 несанкционированная свалка ТБО. Сумма понесенных затрат на ликвидацию составила 11 200 418 рублей.

В результате  проведенных рейдовых мероприятий рассчитанные  размеры причиненного вреда почве, как объекту охраны окружающей среды, в результате несанкционированного размещения отходов ТБО не предъявлялись в связи с невозможностью установления лиц виновных в совершении данных нарушений. Материалы дел переданы в Сахалинскую межрайонную природоохранную прокуратуру для принятия соответствующих мер реагирования.

Приказом от 02.07.2013 г. № 262 при Управлении Росприроднадзора по Сахалинской области создана межведомственная рабочая группа по организации мероприятий по предотвращению, выявлению и ликвидации несанкционированных мест размещения ТБО, в состав которой входят представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, Управление  Росреестра по Сахалинской области, Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры. На регулярной основе проводятся заседания рабочей группы по вопросам организации взаимодействия в части выработки плана действий при проведении мероприятий по выявлению и ликвидации несанкционированных мест размещения ТБО.

Постановлением Администрации Сахалинской области от 22.09.2008 г № 293-па утверждена Долгосрочная областная целевая программа  «Отходы производства и потребления Сахалинской области (2009-2015)», согласно которой на территории Сахалинской области  запланировано строительство новых свалок и полигонов.

Управление Росприроднадзора по Сахалинской области осуществляет государственный надзор за соблюдением юридическими лицами на территории области требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха. Ведется работа по выявлению, пресечению и профилактике нарушений  требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха.

Управлением, в части соблюдения правил охраны атмосферного воздуха в 2014г. проведено 11 плановых, 36 внеплановых, 2 – рейдовых мероприятия.

В ходе надзорных мероприятий за 2014 год выявлено 45 нарушений, основным из которых является отсутствие разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Устранено нарушений – 24, выдано 30 предписаний об устранении нарушений, исполнено – 24.

Привлечено лиц к административной ответственности: юридических лиц – 21, должностных лиц – 16, физических лиц – 0.

Наложено штрафов – 3 662 000 рублей, из них на юридических лиц 3 080 000–рублей, на должностных – 582 000 рублей, взыскано – 1 562 000 рублей, из них с юридических лиц – 1 240 000 рублей, с должностных – 322 000 рублей. Размер штрафов на общую сумму 1 620 000 рублей снижен до 440 000 рублей по решениям суда. Срок оплаты на сумму 480 000 рублей по состоянию на 12.12.2014г. не вышел, постановления о назначении административного наказания на сумму 3 580 000 рублей находятся на обжаловании в судебном порядке. Составлено протоколов и направлено в адрес Мирового судьи на рассмотрение по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ – 13, по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ – 19.

Раздел.4  Сведения о деятельности Управления Росприроднадзора по Сахалинской области за  2014 год. 

В 2014 году планом контрольно-надзорной деятельности Управления запланировано провести  42 контрольно-надзорных мероприятия, завершено  42 плановые проверки. План контрольно-надзорных мероприятий за  2014год выполнен на 100%.

            За отчетный период проведено 154 внеплановых проверок, в том числе:

по запросу прокуратуры – 4,  по предписаниям – 148, по поручению Правительства РФ – 2.

         В  2014 году Управлением проведено 347 контрольно-надзорных мероприятий, в том числе:

Плановые проверки – 42, внеплановые проверки – 154, рейдовые проверки –72, административные дела, переданные по подведомственности из другого ФОИВ –79.

            За  2014 год Управлением проведено 347 контрольно-надзорных мероприятия, что составляет  95,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 года – 363 мероприятия.

     Всего проверено 102  хозяйствующих субъекта, из которых 54 с выявленными нарушениями («нарушители»), что составляет 52,9%. За 2013 год проверено 143  хозяйствующих субъектов, из которых 64 с выявленными нарушениями («нарушители»), что составляет 44,7%.

     По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий выявлены хозяйствующие субъекты являющиеся «злостными  нарушителями» к которым ранее уже были применены административные меры воздействия государственными инспекторами Росприроднадзора:

       За нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение:

-     ООО «Сахалинская коммунальная эксплуатационная компания»          

      По причине неоднократного неисполнения предписаний:

-     ООО «Сахалинский водоканал»

-     МУП «Глена»;

-     ООО «Сахалинуголь - 6»;

-     МУП «ЖКХ Ныш» МО ГО «Ногликский»;

-     ОАУ «Восточное лесное хозяйство»;

-     ООО «Углегорские воды».

       За  2014 год выявлен  факт причинения вреда почвам на территории Холмской городской свалки в результате загрязнения нефтепродуктами ГУП Сахалинской области «Управление по обращению с отходами». Предъявлен ущерб, причиненного почвам в размере 300 тыс.рублей. Постановление обжаловано в суде. Дата рассмотрения судом назначена на 14.01.2015г.

         В 2014 г. рассчитано и предъявлено к оплате в добровольном порядке 7 ущербов, причиненных окружающей среде, на сумму 1 млн. 143 тыс. 694 руб.  из них:

·          4 ущерба водным объектам, на сумму 824 тыс. 294 руб., в результате:

- сброса сточных вод с превышением установленных нормативов ПДК загрязняющих веществ в  р. Зима (Компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, ЛТД»),  р. Лангери (АС «Восток-2»), р. Казачка (МУП «Невельские коммунальные сети»),

-  аварии на нефтепроводе «ЦНК УСН «Монги»-ЦСПН «Даги» ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» и попадании нефтепродуктов   в р. Даги.

·          3 ущерба почвам, на сумму 319,4 тыс. руб. в результате:

-  ДТП  на ж/д переезде с. Арсентьевка (ИП «Степашко»),

- сброса хозяйственно- бытовых сточных вод на почву  ФКУ ИК-1 УФСИН по Сахалинской области,

-  аварии на нефтепроводе «ЦНК УСН «Монги»-ЦСПН «Даги» ООО «РН-Сахалинморнефтегаз».

Добровольно оплачено 2 ущерба (ИП «Степашко» и АС «Восток-2») на сумму 124 тыс. 531 руб.,  исковые заявления по 2 ущербам  приняты Арбитражным  судом   Сахалинской области, по 1 ущербу проводится работа по взысканию в судебном  порядке, по 2 ущербам сроки добровольной оплаты не истекли. 

      Итого за отчетный период по Сахалинской области 7 «злостных нарушителей».

      Хозяйствующие субъекты, стабильно выполняющие природоохранные мероприятия согласованные с Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области, отсутствуют.

 

Всего по результатам надзорных мероприятий (проверок, административных производств и расследований):

Возбужденно 104 административных дел, из них составлено:

- 2 протокола по ст. 19.5 КоАП РФ составлены по результатам проверок исполнения предписаний проведенных в декабре 2013 года (переданы мировым судьям для принятия решений, решения суда приняты в пользу Управления, общая сумма штрафов составила 20,0 тыс. рублей, штрафы оплачены);

- 6 протоколов по ст. 19.5 КоАП РФ составлено по результатам проверок проведенных в 2014 году (переданы мировым судьям для принятия  решений, принято 5 решение в пользу Управления, назначен штраф на общую сумму 50,0 тыс. рублей, оплачено 50,0 тыс. руб.), материалы 1 дела находятся на рассмотрении;

- 4 протокола по ч. 1ст. 20.25 КоАП РФ (переданы мировом судьям для принятия решений, по 2 решениям Управлению отказано), одновременно не оплаченные постановления направлены в службу судебных приставов;

- 1 протокол по ст. 19.7 КоАП РФ (передан мировому судье для принятия решения, решение суда принято в пользу Управления).

  Рассмотрено 137 административных дел (с учетом 46 административных дел переданных в Управление по подведомственности), из них прекращено 11, привлечено к административной ответственности 59 юридических и 65 должностных и 2 физических лица, на общую сумму 2444,5 тыс. рублей. Взыскано штрафов на общую сумму 2320,7 тыс. рублей с учетом ранее наложенных.

      Прогнозные показатели деятельности Управления Росприроднадзора по Сахалинской области за 2014 год согласно приказов Росприроднадзора от 17.04.2014 № 235 и 20.03.14 № 166 достигнуты.